Обучение водителей – по новым программам
Всё новое всегда вызывает много вопросов: зачем, оправдано или нет, к чему это приведёт, что это даст, а станет ли от этого лучше? Одних обновление пугает, другие этому радуются, третьим надо сначала обязательно посомневаться, четвёртым свойственно возмущаться и отрицать. То есть восприятие новой реальности у каждого своё. Но в стремительно меняющемся мире, в котором нам довелось жить, обновления неизбежны. Кажется, совсем недавно, только лишь 8 лет назад, в 2014 году, был осуществлён переход на новые программы подготовки водителей транспортных средств. А с 1 сентября этого года предстоит очередной переход. В настоящее время действуют 49 программ. Эти программы не аннулированы, просто в них внесли изменения с учётом современной ситуации. Плюс к этому будут введены ещё 9 абсолютно новых программ, которые касаются переподготовки водителей. Таким образом, их общее количество составит 58. Их утвердило Министерство просвещения России своим приказом ещё в ноябре прошлого года, так что у всех интересантов была возможность с ними ознакомиться.
Обновление существующих и введение новых программ обусловлено реализуемой Национальной технологической инициативой, изменениями в законодательстве, прежде всего в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» и в Правилах проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, необходимостью усиления практической направленности процесса обучения.
Подготовка водителей продолжает уже не один десяток лет оставаться актуальной проблемой. Автомобилей всё больше, а значит, и количество желающих учиться растёт. Очень важно при этом обеспечить качество подготовки, чтобы на дороги выезжали грамотные во всех отношениях водители.
В настоящее время на территории области на водителей учат в 73 организациях. Это 26 автошкол, 20 техникумов и колледжей, 13 организаций ДОСААФ, 9 общеобразовательных школ и 5 учреждений дополнительного образования. Возникает вопрос: это много или мало, такого количества организаций достаточно, чтобы удовлетворить существующий спрос? Да, действительно, есть муниципальные образования, где таких организаций не одна и они продолжают открываться, а есть районы, в которых запросы на обучение есть, но организаций, занимающихся подготовкой водителей, нет, в связи с чем налицо определённые трудности в вопросе: где учиться? Поэтому таким муниципальным образованиям необходимо принимать конкретные меры. Повсеместно обучение водителей - это платная услуга.
В предлагаемых программах изменилось только содержание, требования к условиям их реализации (кадровым, информационно-методическим, материально-техническим, организационно-педагогическим) остались прежними.
Сегодня в полный голос уже заговорили об Автонете. С чем ассоциируется данное понятие? Конечно, с Интернетом. Автонет - это одно из направлений Национальной технологической инициативы и есть не что иное, как распределённая сеть управления автотранспорта без водителя. Проще говоря, это цифровизация автотранспорта. Вот поэтому программы дополнены изучением особенностей устройства автоматизированных систем вождения и эксплуатации электромобилей, управления транспортным средством с высокой степенью автоматизации. Благодаря этому кандидаты в водители смогут изучить работу автопилота и адаптивного круиз-контроля. Новые программы сокращают время на переподготовку водителей с категории на категорию. К примеру, сейчас владельцам прав категорий А, А1 и М для переобучения на категорию необходимо пройти полный курс теории, который составляет 134 часа. А нововведения позволяют сократить теорию до 50 часов за счёт исключения отдельных тем.
Основные изменения произошли в практической части. К примеру, ныне действующим документом установлено, что для получения прав категории «В» кандидатам в водители необходимо пройти 56 часов практического обучения вождению автомобиля, из которых 24 часа на площадке и 32 в городе. Однако с 1 апреля 2021 года учащимся больше не требуется сдавать площадку. В связи с этим по новым учебным программам 38 часов они проведут в городе и 18 часов на площадке. А при обучении на категорию «С» общее количество часов практического обучения вождению равно 72 часам: 30 из них на площадке и 42 в условиях движения по дорогам общего пользования в городе. Теперь же кандидаты в водители на площадке будут проводить всего 24 часа, а 48 часов будут учиться управлять автомобилем в условиях города. Практический экзамен будет проводиться только в условиях реальной дорожной обстановки, то есть в городе, а ранее проходил и на площадке, и в городе.
На тех, кто принят на обучение до 1 сентября, действие обновлённых и новых программ не распространяется.
Что должны сделать организации, занимающиеся подготовкой водителей? Во-первых, разработать и утвердить свои образовательные программы в соответствии с утверждёнными Минпросом. Во-вторых, согласовать данные программы с ГИБДД области. В-третьих, утверждённые и согласованные программы разместить на официальном сайте в сети «Интернет». Все эти три действия необходимо выполнить до 1 сентября.
Тот, кто желает отучиться на права, прежде чем выбрать для обучения ту или иную организацию, в первую очередь должен побывать на её сайте и убедиться, а с программой всё в порядке? А ещё нужно удостовериться в наличии лицензии. И вот тогда можно поступать на обучение.
Региональное министерство образования в настоящее время проводит большую информационно-разъяснительную работу. Во все муниципальные образования направлены письма, обращающие внимание на вступление в силу новых Примерных программ, проведены совещания с руководителями организаций, обучающих водителей. Более того, письма-уведомления о введении новых программ направлены в каждую из 73 организаций. Сразу же в сентябре будет проведён мониторинг официальных сайтов организаций, которые готовят водителей. Цель этого мониторинга – оценка соблюдения обязательного требования по согласованию образовательной программы с Госавтоинспекцией.
В целом же сентябрьское введение новых программ – это очень серьёзный повод взглянуть на проблему по-новому, всё проанализировать, пересмотреть, если есть необходимость, и организовать работу на качественно ином уровне.
Николай Рухленко, начальник департамента
по контролю и надзору в сфере образования
министерства образования Белгородской области